- --
Red Car
Форум     RSS Подписка на темы форума

Теория транспортных процессов

Mercedes-Benz (153) Toyota (124) Nissan (72) BMW (53) Chevrolet, США (46) HONDA (44) Mazda (42) Mitsubishi (44) Lexus (29) Audi (26) LADA (20) KIA (26) Hyundai (26) FIAT (26) Renault (30) Opel (28) Chrysler (23) Citroёn (22) Suzuki (23) Daihatsu (19) Volkswagen (24) ГАЗ (20) Volvo (24) Dogde (19) Alfa Romeo (16) Peugeot (19) Subaru (17) Infiniti (14) Cadillac (11) Pontiac (13) Acura (9) UAZ (12) Jaguar (10) Ferrari (10) GMC (9) Mercury (11) Buick (9) Lincoln (10) SsangYong (10) Lancia (9) Maserati (9) Jeep (8) SEAT (9) Porsche (9) SAAB (8) Skoda (7) Bentley (6) Land Rover (7) Aston Martin (5) Rolls-Royce (5) Saturn (5) Hummer (4) Lamborghini (4) Smart (4) Lotus (3) Scion (3) MINI (3) Maybach (2) Dacia (1) SeAZ (1) Chevrolet, Европа (0) Ford, США (0) Ford, Европа (0) Samsung (0)
Mercedes-Benz (153) Toyota (124) Nissan (72) BMW (53) Chevrolet, США (46) HONDA (44) Mazda (42) Mitsubishi (44) Lexus (29) Audi (26) LADA (20) KIA (26) Hyundai (26) FIAT (26) Renault (30) Opel (28) Chrysler (23) Citroёn (22) Suzuki (23) Daihatsu (19) Volkswagen (24) ГАЗ (20) Volvo (24) Dogde (19) Alfa Romeo (16) Peugeot (19) Subaru (17) Infiniti (14) Cadillac (11) Pontiac (13) Acura (9) UAZ (12) Jaguar (10) Ferrari (10) GMC (9) Mercury (11) Buick (9) Lincoln (10) SsangYong (10) Lancia (9) Maserati (9) Jeep (8) SEAT (9) Porsche (9) SAAB (8) Skoda (7) Bentley (6) Land Rover (7) Aston Martin (5) Rolls-Royce (5) Saturn (5) Hummer (4) Lamborghini (4) Smart (4) Lotus (3) Scion (3) MINI (3) Maybach (2) Dacia (1) SeAZ (1) Chevrolet, Европа (0) Ford, США (0) Ford, Европа (0) Samsung (0)

Оглавление

Введение. 3

1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ... 4

1.1. Системный подход.. 4

1.2. Производственные (перевозочные) процессы.. 5

1.3. Производство и транспортные системы.. 6

1.4. Классификация систем.. 6

1.5. Границы системы.. 8

2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЦЕССЫ.. 9

2.1. Особенности транспортной сферы материального производства. 9

2.1.1. Классификация перевозок по экономическому признаку. 9

2.1.2. Особенности транспортной сферы материального производства. 10

2.1.3. Цель транспортной сферы материального производства. 13

2.2. Процесс перевозки грузов. 16

2.2.1. Общие положения. 16

2.2.2. Измерители процесса перевозок. 18

2.2.3. Объем перевозок. 19

2.2.4. Неравномерность объема перевозок. 20

2.2.5. Грузопоток. 21

2.2.6. Партионность перевозок. 22

2.2.7. Транспортный путь. 26

2.2.8. Транспортное время. 27

2.3. ЦИКЛ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА.. 28

2.3.1. Этап подачи подвижного состава под погрузку. 29

2.3.2. Этап погрузки (разгрузки) 31

2.3.3 Этап транспортирования груза. 35

2.3.4. Продолжительность цикла транспортного процесса. 36

2.4. Пассажирские перевозки. 37

2.4.1.1 Виды пассажирских автомобильных перевозок. 37

2.4.1.2 Виды автомобильных пассажирских перевозок. 38

2.4.2. Городские транспортные сети. 39

2.4.3. Транспортная подвижность населения. 40

2.4.4. Объем пассажирских перевозок. 40

2.4.5. Распределение подвижности населения. 42

2.4.6. Пассажиропотоки. 42

2.4.7. Этапы процесса передвижения пассажиров. 43

2.4.8. Этап подхода к остановке транспорта. 45

2.4.9. Этап посадки в подвижной состав. 46

2.4.10. Этап движения на подвижной составе. 47

2.4.11. Показатели оценки качества функционирования системы пассажирского транспорта. 49

2.4.12. Особенности нормирования пассажиропотоков. 50

в сельской местности. 50

3. Транспортные системы.. 51

3.1. Общие положения. 51

3.2. Принципиальная схема организации перевозки груза. 53

3.3. Транспортный комплекс. 54

3.4. Определение соответствия между грузопотоком и провозной возможностью транспортного комплекса. 55

3.5. Определение соответствия между плановой и фактической провозными возможностями транспортного комплекса 58

3.6. Провозные возможности транспортного комплекса. 61

3.6.1. Производительность грузового автомобиля. 61

3.6.2. Производительность автобуса. 62

3.6.3. Производительность автомобилей-такси. 63

3.6.4. Парк подвижного состава. 64

3.6.5. Время работы подвижного состава. 65

3.6.6. Пробег подвижного состава и его использование. 66

3.6.7. Использование грузоподъемности подвижного состава. 67

3.6.8. Средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки. 67

3.6.9. Провозные возможности транспортного комплекса. 68

3.6.10. Анализ производительности грузового автомобиля. 70

3.7. Себестоимость перевозки грузов. 75

3.8. Измерение эффективности перевозочного процесса. 80

3.8.1. Показатели эффективности. 80

3.8.2. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок. 81

3.8.3. Определение показателя оценки эффективности перевозок. 84

3.8.4. Анализ эффективности перевозок. 85

Введение

Каждое из слов, входящих в название учебника „Теория транс­портных процессов и систем", имеет свое определение.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания.

Процесс- (лат, -. ход, продвижение, прохождение) - закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо (например, процесс перевозки зерна 1 из-под комбайна на элеватор, процесс производства автомобилей и т.д.). Транспортные процессы - это производственные процессы по перемещению товаров (грузов) от места их производства до места их потребления,

Система (греч.- целое, составленное из частей) - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.

Под транспортной системой понимается совокупность людей, транспортных средств и оборудования, образующая связанное или комплексное целое. Предметом нашего рассмотрения является транс­портное производство. Несмотря на существующие различия в под­вижном составе, технологических процессах и перевозимых грузах здесь существует много общего. Эти общие черты создают основу обобщения транспортного производства для наиболее рационального использования ресурсов и снижения общественных транспортных затрат.

Транспорт является источником жизненной силы современной экономики, способствующей развитию специализации для всеобщего блага. До появления транспортных средств основным способом пере­движения было хождение пешком. Следует отметить, что этот способ передвижения является автономным, надежным, а пополнение энер­гии не вызывает проблем.

Первым крупным шагом в совершенствовании передвижения стало создание плавающих средств. Изобретение паруса на многие сотни лет сделало его источником движущей силы (помимо животной тяги). С изобретением колеса (1 тыс. лет до н.э. появляются простей­шие средства передвижения, использующие животную тягу (собаки, олени, быки, лошади, верблюды).

Важными этапами в развитии транспорта являются применение парового двигателя в начале XIX в., дизельного и электрического двигателей в конце XIX и начале XX вв. Эти изобретения и их практи­ческое применение произвели революцию на транспорте. Началась эра • механизированного транспорта. Исходя из этого мы и говорим о первой и второй революции на транспорте. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания и пневматическая шина в значительной степени

обеспечили наступление в человеческом обществе эпохи транспорт­ного обслуживания.

В настоящее время речь идет о контейнеризации как о третьей транспортной революции. Контейнеризация направлена на резкое сокращение продолжительности транспортного цикла не только посредством роста движения подвижного состава, но, главным обра­зом, путем ускорения и упрощения процедуры в начальных, промежуточных и конечных транспортных пунктах.

Всякая задача теории и практики сводится к одному - как наибо­лее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов. В XIX в. условия труда во всех отраслях материального производства были чрезвычайно жестокими. Рабочий день продолжался 12-13 ч в день. На рабочих местах царила грязь. Техника безопасности отсутст­вовала. Смысл управления производством состоял в том, чтобы сделать человека придатком машины.

В начале XX в. Ф. В. Тейлор на базе многочисленных эмпирических наблюдений разработал теорию, в которой человек и машина пред­стали в качестве единого целого. Выводом из этой теории служило то, что поощрительные стимулы должны побуждать рабочих эксплуати­ровать машину в точном соответствии с выданными инструкциями (всякая инициатива- наказуема).

Одна из величайших заслуг Ф. В. Тейлора состоит именно в том, что он упорно настаивал на необходимости и возможности точнейшего определения того -предела скорости, при котором работа может в нормальных условиях не замедляться по целым дням на протяжении всей жизни и при этом не причинять рабочему никакого вреда, оста­ваясь, однако, экономной в смысле времени. Тем самым были зало­жены основы для справедливого премирования каждого рабочего по каждой отдельной операции.

Более широкую трактовку системы „человек-машина" разработал Г. Гантт. Применение им существующих аналитических методов к исследованию отдельных производственных операций дало возмож­ность учесть в таких системах организационный и мотивационный аспекты производства.

Совместная работа супругов Франка и Лиллиан Гильберт привела к выводу, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Проведенный ими микроанализ движе­ний в целях совершенствования технологических операций положил начало исследованиям затрат времени и движений, а также исполь­зованию соответствующих графиков в планировке рабочих мест.

В 1920 - 1930 гг. было установлено, что люди не всегда поступают так, как интуитивно ожидается. Например, прибавка к заработной плате или улучшение условий работы не всегда ведут к пропорцио­нальному увеличению выпуска продукции. Разработанный У. Шухар том метод статистического контроля качества позволил установить, что необходимо изучать производственную систему в целом, а не ее отдельные части. В производственном процессе следует учитывать все взаимодействующие факторы.

Дальнейшее совершенствование теории организациипроизводственных процессов идет по пути разработки общей теории систем (ОТС).

В 1920-е гг. вышла в свет книга А. А. Богданова „Технология. Всеобщая организационная наука", явившаяся первым вариантом общей теории системы. В последующие годы идея системного подхода

и построения ОТС была возрождена в работах Л. Берталанфи, У. Эшби, О. Ланге, Н. Винера и других авторов.

Большой вклад в развитие теории транспортных процессов и систем внесли П. Л. Афанасьев, Л. А. Бронштейн, Д. П. Великанов, В. И. Дмитриев, И. В, Кочетов и др. Систематически ведут исследования в области совершенствования автомобильных перевозок научно- исследовательские и учебные институты.

 

1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

1.1. Системный подход

 

В общей теории систем качественно различные процессы в эконо­мике, физике, биологии Описываются одними и теми же математи­ческими закономерностями. Это приводит к более высокой степени абстракции, а также к единообразию и сравнимости описания техни­ческих, экономических, физических и других процессов. Трудно­ описываемые сложные процессы стремятся разложить на возможно более простые и слабо связанные между собой подсистемы (этапы), анализ и математическое описание которых, как правило, уже не представляет существенных затруднений.

Основной концепцией системного подхода к организации как процессу является взаимосвязь частей или подсистем предприятия. Такой подход предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения компонентов, этапов или подсистем. Организационные системы строятся таким, образом, чтобы достигнуть одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высо­кую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.

В настоящее время транспортные системы обладают недостаточной эффективностью, поскольку им не удаётся связать части или этапы (функции) в единый механизм. Как правило, функции подготовки груза к перевозке осуществляются без должной координации с погрузочными работами, а последние с потребностями получателей и т.д. Выделение отдельных функций в самостоятельные производства и неспособность связать части в единое целое обусловлены различными причинами. Это и узость взглядов специалистов, недостатки в организационной структуре и др.

При системном подходе к организации транспортной системы необходимо получить ответы на следующие вопросы. Сколько различ­ных элементов включает данная система? Какова причинноследственная взаимосвязь между этими элементами? Какие функции должны быть осуществлены в каждом отдельном случае? Какой необходим взаимообмен между имеющимися ресурсами?

Системный анализ транспортных систем исходит из многообразия систем и условий их определяющих и включает в себя:

1) изучение транспортных систем как социально-экономических единиц, предпосылок результатов их деятельности, изучение связей и отношений другим социально-экономическим системам, а также их управляемость

2)рассмотрение транспортных систем как особых технологических систем, прежде всего в отношении рационального использования производительных сил, a также отношение эффективного управления и развития такого производственного процесса;

3)анализ отдельных пpоцеccoв происходящих внутри отдельных транспортных систем с цепью определения оптимальных технико-экономических параметров этих процессов. Поскольку при системном подходе сосредотачивается внимание на построении целого, все компоненты рассматриваются в их взаимосвязи до того, как уточняется их сущность.

Системный подход начинается с установления целей для системы в целом. Затем разрабатываются различные организационные структуры и компоненты, соответствующие друг другу в рамках системы. Критерии для выбора всей совокупности компонентов составляют основу для выбора отдельных из них.

Системный подход находит применение:

1.      при проектировании новых процессов и систем;

2.      при перестройке существующей системы и сравнении и проверке в относительных достоинств различных планов;

3.      при рассмотрении взаимозависимостей некоторой частной задачи с внешними условиями, а также при выделении факторов и переменных, которые оказывают воздействие на ситуации в данных условиях;

4.      при разработке определенной схемы, с помощью которой могут быть оценены показатели работы различных подсистем и системы в целом;

5.      при выявлении непоследовательности и противоречия целей отдельных исполнителей, принимающих участие в программе одной и той же системы.

В производственных системах организационную функцию выпол­няет общая цель. Слово „общая" означает не сходство, а совпадение (У двух конкурентов цели „одинаковые", но не общие). Организованность достигается постольку, поскольку направление активности участников системы, выражаемое целью, тождественно для всех сотрудников.

 

1.2. Производственные (перевозочные) процессы

 

Под производственным процессом понимается комплекс разно­образных по характеру трудовых и машинных операций, выполняе­мых в определенной последовательности и взаимосвязи для осуще­ствления той или иной производственной функции. (Для транспортной сферы материального производства - это перемещение груза от места /производства до места его потребления.) Операция - часть производ­ственного процесса, выполняемая работником на его рабочем месте (стационарном или подвижном).

В организованных системах постоянно идет процесс преобразо­вания, в ходе которого технологические элементы изменяют состоя­ние предмета. Производственный процесс транспортной отрасли можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Схема производственного процесса транспортной отрасли

 

На входе системы, в месте производства товара, имеем грузы, которые необходимо доста­вить в место их потребления. В ходе производства за счет использо­вания комплексного ресурса (технических средств, квалифицирован­ного персонала, финансов, времени, искусства управления и т.д.) происходит перемещение грузов (превращение „сырья" в „готовую продукцию", фигурирующую на выходе).

Степень сложности процесса перевозки грузов может варьирова­ться в весьма широких пределах (от перевозки, например, зерна от комбайна на ток до смешанных перевозок мелкоштучных грузов из . одного государства в другое). В процессе перевозки груза выполня­ется большое число различных процедур. Однако независимо от их характера технологический процесс может успешно протекать лишь при условиях, что созвана производственная система для его выполне­ния и этим процессом в той или иной форме управляют.

 

1.3. Производство и транспортные системы

 

Транспортная система в ее первичном звене может рассматриваться как группа механизмов (автомобилей, погрузчиков и т.п.), обслу­живаемых операторами (водители, крановщики, экскаваторщики и т.д.). Каждый механизм и его оператор представляет собой систему „человек-машина" из двух взаимодействующих и взаимозависимых единиц. Если идти по пути интеграции, то придем к транспортному комплексу - сложной системе, состоящей из основных и вспомога­тельных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, системе со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией.

Любая система - это совокупность взаимодействующих компонен­тов, каждый из которых можно рассматривать в качестве самостоя­тельной системы, включающей в себя более простые компоненты (элементы). Системы различаются своими целями (погрузочные и разгрузочные работы, транспортирование грузов и т.д.)

Системный подход позволяет соединить в одно целое куски разобщенного перевозочного процесса и достичь упорядоченности последнего. Составными частями каждой системы являются компоненты, которые в иерархии подсистем существуют на самом нижнем уровне. Компоненты системы обладают определенными свойствами или харак­теристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование системы, ее быстродействие, надежность, провозную возможность и т.д. При организации транспортных систем приходится делать выбор между человеком и машиной, между различными типами подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и людьми на основе характеристик и затрат, связанных с их использованием.

Транспортная система (транспортный комплекс) - это частично самоуправляемая система, наделенная следующими характеристиками:

-является системой типа "человек-машина";

-способна выбирать направление деятельности, ответственность за которую может быть распределена между компонентами системы на основе их функций (подготовка груза к перевозке, погрузка, транс­портирование и т.д.);

-задачи и соответствующие направления деятельности должны распределить между собой участники (компоненты).

Для решения поставленных задач по организации перевозок грузов могут быть организованы как хорошие, так и плохие транспорт­ные системы. Например, уборочно-транспортный комплекс, организованный для перевозки урожая, может оказаться плохой системой, если в отдельные дни будут простаивать комбайны из-за отсутствия автомобилей, в другие - простаивать автомобили из-за плохой работы комбайнов. Конкретная транспортная система будет считаться хорошей только в том случае, если она функционирует так, что определен­ный набор переменных остается все время в заданных пределах.

Основными показателями для оценки функционирования системы „человек-машина" являются: осуществление основных и вспомогательных функций; точность функционирования; быстродействие функционирования; издержки; надежность; приспособленность к окружающей среде; возможность поддержания системы в рабочем состоянии; возможность постоянной замены морально устаревших компонентов системы новыми; безопасность функционирования; оптимальность использования материалов и самого производствен­ного процесса в расчете на данный объем производства продукции; совместимость с другими системами; простота управления; учет социальных аспектов; защита окружающей среды.

 

1.4. Классификация систем

 

Вся объективно существующая действительность представляет собой единую материальную систему. При изучении ее условно делят на локальные системы: биологические, социологические, экономи­ческие, экологические, физические, химические и др. В свою очередь перечисленные системы делятся: на абстрактные и конкретные, естественные и искусственные, социальные, машинные и системы „человек-машина", открытые и замкнутые, постоянные и временные, стабильные и нестабильные, детерминированные и вероятностные.

Абстрактные и конкретные системы. Система называется абстрактной, если ее элементы являются понятиями. Абстрактные системы связаны с теоретическими структурами и состоят из идей. К типичным абстрактным системам относят экономическую теорию, общую теорию относительности, теорию организации и др.

Конкретные (реальные) системы представляют собой совокупность функционально связанных друг с другом реальных элементов (людей, машин, материалов, энергетических ресурсов и других физических объектов). В области транспорта существуют такие конкретные сис­темы, как, например, система грузового транспорта, система общественного пассажирского транспорта, территориально ограниченные транспортные системы и т.п.

Естественные и искусственные системы. Естественные системы связаны с природой. Каждый живой организм является уникальной естественной системой (например, солнечная система).

Искусственные системы возникли тогда, когда люди впервые , собрались в группы, чтобы жить и охотиться вместе. В настоящее время искусственные системы появляются в бесконечно разнообразных вариантах от производственной системы какого-либо автотранс­портного предприятия до системы исследования космоса. Их цели варьируются в чрезвычайно широких границах. Они обладают следую­щими свойствами:

1.      система состоит из конечного числа компонентов;

2.      деление системы на составные части можно осуществлять до тех пор, пока вся система не распадется на „неделимые единицы";

3.      вся система есть нечто большее, чем просто сумма ее частей;

4.      целое определяет природу частей;

5.      части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого;

6.      части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости,

Социальные системы, системы „человек-машина" и машинные системы. Системы, состоящие из людей, рассматриваются как чисто социальные. Промышленные, транспортные и другие предприятия, политические партии, технические общества являются примерами таких систем. Однако трудно представить себе какую-либо систему, состоящую только из людей, не использующих для достижения своих целей хотя бы простейшее оборудование. Поэтому большинство конкретных систем попадают в категорию систем „человек- машина".

Чисто машинные системы должны вырабатывать свои собственные выходные данные и поддерживать свое функционирование, т.е. быть способными приспосабливаться к окружающей среде. Саморегулирую­щиеся, самовосстанавливающиеся и полностью самообеспечивающиеся машинные системы пока еще относятся к области научной фантастики.

Открытые и замкнутые системы. Система называется открытой, если существуют другие связанные с ней системы, которые оказывают на нее воздействие и на которые ока тоже влияет. Иными словами, это такие системы, которые взаимодействуют с окружающей средой.

Все системы, содержащие живые организмы, являются открытыми; поскольку на них воздействуют всевозможные факторы, воспринима­емые органами чувств живых организмов. Транспортные системы функционируют в рамках более крупных систем и поэтому являются открытыми системами.

В открытых системах одно и то же конечное состояние может быть достигнуто при различных начальных условиях благодаря взаимо­действию с внешней средой. Открытые системы подразделяются на неадаптивные и адаптивные. На первые окружающая среда оказывает пассивное воздействие, вторые - реагируют и приспосабливаются к окружающей среде.

Система является замкнутой, если она не взаимодействует с окружающей средой. Состояние замкнутых систем зависит только от ее начальных условий. Если изменяются начальные условия, то изменяется и конечное устойчивое состояние системы. Всякая попытка рассмотрения открытых систем как замкнутых, когда внешняя среда не принимается во внимание, таит в себе большую опасность.

В реальном мире трудно найти замкнутые системы, однако они находят широкое применение в научных исследованиях, при проведении лабораторных экспериментов. В целях упрощения ситуации, для достижения хотя бы первого приближения, производственные ситуа­ции рассматриваются таким образом, как будто существует замкнутая система.

Постоянные и временные системы. Постоянные системы - это такие системы, которые существуют длительный период времени по сравнению с ограниченным временем деятельности людей в этих системах.

Временные системы имеют важное значение для решения кон­кретных специфических задач и создаются на заданный период време­ни, а затем ликвидируются (уборочно-транспортные комплексы, автоотряды для перевозки урожая и т.п.).

Стабильные и нестабильные системы. Стабильной системой явля­ется такая система, свойства, и функции которой существенным обра­зом не изменяются или изменяются в форме повторяющихся циклов (например, система регулярных международных перевозок грузов, пассажиров).

Примером нестабильной системы может являться научно-исследовательская лаборатория.

Подсистемы и сверхсистемы. Всякая система входит в состав v некоторой более крупной системы. Так автотранспортное предприятие как система входит составной частью в определенную отрасль, отрасль представляет собой часть системы национальной экономики, которая в свою очередь является системой внутри всего общества. Национальное общество представляет собой систему в рамках мировой системы; мировая система является частью солнечной системы и т.д.

Транспортное предприятие рассматривается как „система", если акцент делается на процесс перевозки грузов или пассажиров и если оно состоит из всех объектов, характеристик и взаимоотношений, необходимых для достижения цели при установленном числе ограничений. Меньшие системы в рамках такой системы называются подсистемами. Термин сверх система относится к исключительно крупным и сложным системам.

Каждая система должна удовлетворять требования больших систем, в которые она сама включена.

Детерминированные и вероятностные системы. Детерминированной называется система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом. Примером такой системы может служить швейная машина. Когда поворачивают ручку машинки, то игла поднимается вверх и опускается вниз. Если задано предыдущее состояние и известна программа работы, то всегда безошибочно можно предсказать последующее состояние такой системы.

Детерминированными системами являются также ЭВМ, автомати­ческие системы, автоматизированные заводы. Отклонение от строго предписанного образа действия, например, в линии транспортных машин автоматизированного завода, считается неисправностью или аварией.

Для вероятностных систем нельзя сделать точного детального предсказания. Для них можно лишь установить с большой степенью вероятности, как она будет вести себя в любых заданных условиях. Все транспортные системы относятся к вероятностным. Для них необ­ходимо выработать методы, обеспечивающие сохранение существова­ния в условиях меняющейся среды. Они вынуждены приспосаблива­ться к экономическому, финансовому, социальному и политическому окружению и должны обладать способностью к обучению на основе опыта.

 

1.5. Границы системы

 

Каждая производственная система должна иметь определенные границы. Это предположение создает возможность в рамках иерархии систем рассматривать какую-либо конкретную систему. Границы системы необходимы и для того, чтобы определить, какие компоненты можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, а какие остаются вне его внимания.

Если составить перечень всех компонентов, из которых должна состоять система, и установить для них ограничения, то все, что находится внутри ограниченного пространства, будет относиться к системе, а все, что находится за его пределами, - к окружающей среде. Потоки, идущие от окружающей среды внутрь системы, являются входными потоками, а потоки, выходящие из ограниченного пространства во внешнюю среду, - выходными данными системы.

Для установления границ данной системы используют понятия системы, подсистемы и системы более высокого уровня. Применительно к транспортной системе, занимающейся перевозкой конкретного груза на уровне подсистем, выступают коллективы, выполняющие определенные технологические этапы. В настоящее время это, как правило, самостоятельные организации, имеющие каждая свою цель. Типичными такими организациями являются коллективы, выпол­няющие погрузку и выгрузку груза, подготовку груза к перевозке, транспортирование и др. По отношению к каждому из этих отдельно взятых коллективов все остальные являются внешними - его окружа­ющей средой, так как действуют независимо друг от друга. Руководи­тель каждой из этих организаций (подсистем) не имеет соответствую­щих полномочий, чтобы влиять на другую подсистему. Такой подход к перевозочному процессу препятствует достижению целей системы, так как ведет к раздроблению и распылению усилий.

Проблема установления границ системы в целом и окружающей ее среды неразрывно связана с определением целей и задач системы и с выбором критериев эффективности. Для этого необходим глубокий анализ составных частей (этапов и компонентов) данной системы, а также анализ более крупной системы, в которую все они должны входить.

На уровне транспортной системы все отдельные организации, участвующие в перевозке конкретного груза, должны быть сведены в единую систему - транспортный комплекс, действующий с общей целью - достижение максимальной эффективности перевозки грузов от места их производства до места их потребления. Сюда же должно входить социальное окружение работников, а также остальные социальные, политические, технологические и иные факторы или системы.

Система более высокого уровня включает не только транспортную систему, но и систему, для которой выполняются перевозки.